Вход
  • Email:*
  • Пароль:*
Забыли пароль?
/ Регистрация
Адрес:
г. Павлово, ул. Транспортная, 5в
Телефон:
+7 986 727 19 28
Адрес:
г. Павлово, ул. Транспортная, 5в
Телефон:
+7(8312)613-870
+7 986 727 19 28
Товары в корзине

Новости компании

← Вернуться назад

Легендариум металла: запад и восток

07.07.2017
Легендариум металла: запад и восток

Со времен открытия металла у людей к нему было особое отношение. Металл можно считать фундаментом культуры, ведь именно орудия из него позволили обществам выживать и развиваться, в том числе, защищая себя с помощью оружия. Полагаю, именно на примере изготовления военных изделий, которым в древности придавалось большое значение, можно раскрыть сущность технологий работы с металлом в далеком прошлом. Также, думаю, это имеет и некоторое практическое значение для подобной работы в наше время.   

Ковка металла в кузницеСвященный трепет перед металлом, который в руках умелого кузнеца, выходя из огня становится тем, что жизненно необходимо людям, испытывали, например, древние греки. Вспомним, например, сцену из Иллиады, когда Лемносский хромец, бог Гефест, выковывает для Ахиллеса новые доспехи, взамен захваченных Гектором после убийства Патрокла: «Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул, олово бросил, сребро, драгоценное злато; и после тяжкую наковальню насадил на столп, а в десницу молот огромнейший взял, и клещи захватил он другою.  И вначале работал он щит и огромный, и крепкий, весь украшая изящно…Сделал Гефест и броню, светлее, чем огненный пламень. Сделал и тяжкий шелом, Пелейона главе соразмерный, пышный, кругом изукрашенный, гребнем златым повершенный. После из олова гибкого сделал ему и поножи…». Настоящая музыка металла, поэзия работы кузнеца! Работа с металлом, таким образом, в греческой культуре была сродни священнодействию. Кстати, при внимательном анализе текста мы можем увидеть некоторые технологические приемы горячей металлообработки – это технологии производства сплавов и ковки, а также применение разных металлов для изготовления различных деталей вооружения.  

ковка металла на наковальнеЗакат античного мира пришелся на V век нашей эры, на руинах западных средиземноморских культур поднялся мир Средневековья – время королей, рыцарей, саг и легенд, когда оружию и совершенствованию технологий обработки металлов придавалось огромное значение. Вот, например, что пишет сириец Кассиодор, секретарь остготского короля Теодориха Великого, восхищаясь подарками вождя германского племени варинов: «Ваше Братство выбрало для нас мечи, способные убить даже через доспехи, их я ценю больше за их железо, чем за золото на них (курсив мой – П. Ф.). Они отполированы так чисто и великолепно, что отражают малейшие детали лиц людей, которые смотрят на них. Их края идут вниз так ровно к самому концу, что можно подумать, что форма им была придана не напильниками, а они были отлиты в печи. Центральная часть их клинков, с умело нанесенными канавками, кажется прорезанной маленькими змеями, и здесь переливаются такие разные оттенки, что кажется, что сверкающий металл перевит множеством цветов. Металл заострен вашим точильным камнем и энергично полировался вашим полировочным порошком до тех пор, пока стальной блеск меча не стал зеркальным. Порошок дарован вам изобилием природы ваших земель, так что обладание им принесет вам невиданную славу».  

Современный исследователь отмечает, что «…Канавки (на лезвиях мечей – П. Ф.) …представляют собой желобки, идущие по каждой стороне клинка к центру почти до точки, где «змеи», переплетаясь, образуют извивающийся узор, созданный различным химическим составом скрученного железа (стали), используемого для изготовления центральной части клинка…  

ковка булата в несколько полосОснову составляло большое число параллельных полос (прутков, проволок) металла, сваренных в одно целое в горячем виде при помощи ударов кузнечного молота. Каждая из этих полос сама по себе была изготовлена из нескольких закаленных полосок (прутков, проволок) стали, помещенных, как наполнитель в сандвиче, между проволоками из не закаленной стали. Закалка, в результате которой получалась основа клинка из мягкого ковкого металла (малоуглеродистой стали) и периферийная часть меча с большим содержанием углерода (и, таким образом, более твердого), могла осуществляться многократным нагреванием в огне на древесном угле. Один конец «сандвича» из прутков (проволок) и полосок сваривался (с использованием ковки) вместе, а другой помещался в тиски. Сваренный конец скреплялся щипцами, после чего металл нагревался до желтого цвета, и заготовка меча плотно скручивалась и приковывалась, что сваривало вместе все компоненты. Прутки на каждой стороне служили для заполнения спиральных пустот, получающихся при скручивании полосок.  

Две таких скрученных полосы могли быть приварены к сторонам третьей, чтобы создать центральную часть лезвия, в то время как еще одна полоса закаленной стали приваривалась вдоль всей длины будущего меча на каждую сторону и закручивалась вокруг нее там, где будет режущая кромка. После этого напильниками клинку придавалась нужная форма, а затем, в большинстве случаев, осуществлялись закалка и отпуск. Закалка заключалась в быстром охлаждении металла с высокой температурой погружением в воду или масло, чтобы сделать металл твердым и хрупким. Отпуск осуществлялся нагреванием металла до выбранной температуры, определявшейся по цвету металла, после чего металлу давали возможность медленно охладиться. Это уменьшало внутренние напряжения и ломкость, вызванные закалкой, и делало клинок гибким.  

узор на булатеЛезвие после этого обычно точили и полировали, после чего на поверхность при помощи слабой кислоты наносили бороздки. Разъедая поверхность на небольшую глубину на более мягкой части железа, кислота создавала перекрещенный узор». Данная технология, представшая собой довольно сложный уровень металлообработки, предположительно возникла из-за того, что в конце II века нашей эры, когда она стала использоваться, мастеру было достаточно трудно найти большие куски стали одинакового качества, и ему приходилось смешивать худший металл с лучшим.  

Настоящая сокровищница идей и технологий, Средневековый Восток, также дает нам уникальные варианты металлообработки. Так, Тан Шуньчжи, китайский XVI века, когда в Китае заканчивался период Мин, дает следующее описание приемов работы с металлом: «Сперва изготавливают заготовку, которую потом, удерживая щипцами, помещают в горн и, раздув огонь, раскаляют докрасна, а затем, вынув заготовку клинка, обматывают ее рисовой соломой. Все это помещают в большой огонь, раздувая его веером, пока он не загорится ярким красным пламенем, и не полетят искры окалины. Через некоторое время заготовку клинка извлекают и отковывают в пластину. Для того, чтобы было удобнее наносить гравировку на сталь, на поверхности металла по всему полю наносят глубокие узоры. Штрихи узоров разделяют собой поле пластины на определенном расстоянии. Так как этот процесс повторяют трижды, то в первый раз заготовку один раз складывают и один раз закаливают. Во второй раз дважды складывают и один раз закаливают. В третий раз складывают четыре раза и закаливают один раз. Закалка, сырье, нанесение гравировки – все как изложено выше. Его цвет белее серебра, а звук ясен и гармоничен».  

Япония ножи с историейОбратившись к Древней Ямато (современной Японии), возведшей оружие и металлообработку почти в религиозный культ, мы находим множество разновидностей технологии изготовления клинков, например, хон-сан-маи, при применении которой лезвие меча составлялось из четырех частей: железного обуха, который был вязким, твердого стального лезвия и двух упругих обкладок. Япония славилась своими школами и мастерами работы с металлом. Например, прославленным оружейником конца XIII – начала XIV столетия (время сёгуната Минамото) был Рай Кунитоси, в семье которого секреты металлообработки передавались из поколения в поколение. Кстати, изучая историю металлообработки в Японии, мы сталкиваемся с поразительным фактом, отмеченным физиком Е. Крючниковым: «Молибден был открыт в 1778 году. Понадобилось больше столетия, чтобы выделить его в чистом виде, а в старинные острейшие самурайские мечи, как выяснил…П.П. Аносов, для придания им прочности металлурги Страны восходящего солнца добавляли не что иное, как… молибден». Имеет ли ответ эта загадка? 

Полагаю, теперь нужно уделить некоторое время одной из самых таинственных страниц в истории металлообработки – изготовлению булата. Самое интересное в этой задаче то, что ее решение, найденное в древности, не до конца найдено в настоящее время. Первое, что нужно отметить – булат является легендарной сталью, из которой изготавливали необыкновенно красивые и столь же необыкновенно качественные, эргономичные, оружие и элементы доспеха. В средневековых источниках упоминаются красный, травчатый и черный булат. Черный булат (булат «кара-табан»), высочайшего качества, использовался для изготовления мечей (См. Китаб-и дедем Коркут – П.Ф.). Из красного булата (возможно, хоросан или табан) могли быть сделаны наручи (часть доспеха, имевшая вид выгнутых металлических пластин, которые закрывали руку от кисти до локтя – П.Ф.).  

 узор на булатеХарактерной особенностью булата является узор на поверхности изделий, который образуется в результате ковки высокоуглеродистой стали. При обработке изделия, при медленном охлаждении из сплава выпадает карбид железа, образуя сетку, которая разрушается при ковке и является основой узора, проявляющегося при протравливании и полировке. Булат сочетает вязкость железа с твердостью стали, в этом его основной секрет.  

Профессор Л. Лариков писал: «…почему же были утрачены тайны древних мастеров? Академик Л. Ф. Верещагин считал: то, что случайно найдено путём экспериментов и еще не осмыслено, не понято людьми, принадлежит им только наполовину. Например, древнему человеку выпала большая удача - он нашёл случайно слиток золота. Он порадовался увесистой находке, подержал ее в руках, спрятал под куст в надежде вернуться сюда, а потом, сколько ни искал, уже не мог найти. Примерно такое же случилось и с дамасской сталью. Случай дал ее человеку, случай и отнял».  

С мнением академика Верещагина не согласен Е. Крючников, который справедливо вопрошает: «…главный вопрос: к изготовлению булатной стали и изделий из неё древние металлурги пришли случайно или нет? Действовали ли они целенаправленно или для них самих было неожиданным то, чего они добились? Мне лично в случайность что-то не верится. И если они действовали целенаправленно, то остается только восхищаться их знаниями, опытом и великой одержимостью настоящих созидателей».  

ДиоклетианИ вот еще какой парадокс. В конце III – начале IV века нашей эры император Диоклетиан приказал построить в Дамаске оружейные мастерские. Почему именно в Дамаске, возникает законный вопрос? Видимо, дело в том, что после индийского похода Александра Македонского в этом древнем городе, как пишет Л. Лариков, «…обосновались…мастера, умевшие ковать узорчатые мечи из заготовок стали …выплавляемых в Индии». Постепенно в обиход вошло название узорчатой стали - «дамаск».  

Е. Крючников справедливо замечает: «… спрашивается: почему же европейские кузнецы не могли выковать булатные клинки из заготовок индийской стали (так называемого "вутца", или "вуца"), специально для такого оружия и сваренной?». Хотя, по крайней мере, со времен Крестовых походов Западная Европа эпохи Средневековья имела представление об узорчатой, «дамасской», стали… 

Полагаю, следует вспомнить и еще один факт, приведенный профессором Лариковым: «Археологические исследования, показали, что узорчатые клинки, изготовленные в IX-XI веках на Руси, делались из железостального сварочного металла, к которому приваривались лезвия из высокоуглеродистой стали. Позже технологию упростили и, как в римских мечах, узорчатые пластины наваривали на поверхность стального остова». Снова загадки и тайны…  

Которые, может быть, суждено разгадать сегодняшним мастерам.  

Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!

RSS лента новостей